Некрополь Маулимберди

Вид памятника: Сакральный объект

Дата памятника: эпоха раннего железа

Место расположения:Актюбинская область, Темирский район, в 4,6 км к юго-востоку от села Кенкияк

Исследования: сведения про этот некрополь можно встретить в трудах П.И. Рычкова и А.И. Левшина. П.И. Рычков в своей работе «Топография Оренбургской губернии» о некрополе Маулимберди пишет следующее: «Отъ техъ местъ въ растояніи одного дня, по речке Ати-Уилу, на урочище, киргизцы называют святого Мавлюмъ кое-Берды, признакъ города стриного жъ, отъ 30 до 40 зданіи доныне кирпичныхъ где видно, тутъ же поднесъ канал, значатся и огородныя хлебопахотныя места». В 1955 году некрополь изучали С. Сорокин и в 2002 году С.М. Виноградов.

Краткое описание: территория, где были обнаружены руины средневекого мавзолея называется некрополем святого Маулимберди. Этот некрополь расположен на правом берегу реки Темир, включает средневековые мазары, могилы казахов XVIII — середины ХХ вв., а также археологические  курганы  эпохи раннего железа.

Легенда: по рассказам на этом месте похоронен святой Маулимберди сын Асана кайгы, который жил примерно в XV-XVI вв. Поэтому эту территорию, где на протяжении нескольких веков хоронили людей – назвали святой. Появление некрополя связывают с ногайцами, которые в начале XVII века до набега калмыков-торгаутов протягивали поливочную систему от реки Темир. По рассказам жителя Сарыколь, 75-летнего аксакала Болысбайулы Мендыкула в конце 50-х годов прошлого века в данном некрополе было множество памятников в виде насыпных холмов, но многих из них сравнили с землей. По устным источникам в близи некрополя находился средневековый город Кызылкала.

«Маулимберди или Маулет берди» означает «создавший условия», «создавший возможности». В связи с этим можно предположить, что данное место было благодатным.

Данная местность названа в честь Маулимберди, который жил в ногайскую эпоху в  ХV веке. В 6 километрах от этого места есть некрополь Келимберди. Согласно народному фольклору в этом регионе, в месте, где Темир впадает в Жем было зимовье и летовка Асана Кайгы. Маулимберди и Келимберди называют святыми рода Ногай. В связи с этим можно предположить, что эти святые были известными личностями среди ногайцев долины реки Жем, жившими в ХV-ХVІ веках в ногайско-казахскую эпоху.

Каждый объект данного некрополя, начиная от эпохи железа и до ХV-ХVІ вв, представляет собой большой интерес для исследователей казахской истории, архитектуры.