Изучение археологических памятников Актюбинского области берет начало еще с далекого прошлого, когда наш край начали посещать ученые России, оставившие первоначальные сведения о них.
Одним из первых кто оставил нам сведения о памятниках археологии является член-корреспондент Российской Академии наук, виднейший ученый XVIII в. П.И. Рычков. Так, в своей работе «Топография Оренбургской губернии» он при описании археологических памятников Оренбуржья затрагивает и западноказахстанские (Рычков, 1762, с. 58-60).
Несколько позже на территории Западного Казахстана побывал и Э. Эверсман. В работе «Путешествие Эдуарда Эверсмана из Оренбурга в Бухару летом 1820 года» он дал краткие описания увиденных им археологических объектов, называя их старыми могилами (Кастанье, 2007, с. 103-105).
Первые целенаправленные раскопки археологических памятников Актюбинской области берут начало с последней четверти XIX – начала XX вв. Этому во многом благоприятствовало открытие в Оренбурге Оренбургской ученой архивной комиссии (ОУАК), в задачи которого входило изучение старины края. В 1884 и 1887-1888 гг. члены ОУАК Ф.Д. Нефедов и К.А. Фишер раскопками древностей эпохи ранних кочевников положили начало археологическому изучению савромато-сарматских памятников. Ими были исследованы несколько курганов V-IV вв. до н.э. расположенных по р. Илек и Тер-Бутак (Тара-Бутак), в западных приграничных районах Актюбинской области (Смирнов, 1975, с. 6; Родионов, 1996, с. 5-8).
В начале XX в. (1904, 1906, 1909 гг.) небольшие раскопки недалеко от г. Актобе, на памятниках долины р. Каргалы (правый приток р. Илек) проводит И.А. Кастанье. Им были раскопаны более десяти курганов, некоторые из которых по погребальному обряду и сопровождающему инвентарю были соотнесены с памятниками раннего железного века (Кастанье, 2007, с. 118-123).
К этому времени относятся сообщения и о других археологических находках, которые по описанию можно отнести к раннему железному веку. В XIX выпуске Трудов упоминается о находке каменного изваяния найденного у 2-го аула Эмбо-Темировской области. По сведениям Венедиктова каменная баба к моменту обнаружения была сломана и представляла собой плоский песчаник с изображением черт лица, грудей и, возможно, ожерелья на шее. По его же мнению место нахождения изваяния должно быть район около станции Мугоджарская (Труды Оренбургской ученой архивной комиссии, 1907, с. 56-57).
Таким образом, исследования, проводившиеся до начала XX вв. можно обозначить как дореволюционный период и охарактеризовать как начальный этап развития археологической науки в Актюбинской области.
Археологическое изучение памятников Актюбинской области, прерванное революцией и гражданской войной, возобновилось только во второй половине 20-х годов XX в.
В 1926 г. под руководством М.П. Грязнова и М.В. Комаровой археологические памятники начинает изучать антропологический отряд Казахстанской экспедиции Академии наук СССР, сформированная особой комиссией по обследованию союзных и автономных республик. Основные работы экспедиции были направлены на фиксацию археологических объектов с небольшими раскопками отдельных курганов. Маршрут проходил в основном в северных районах области (Мартукский и Каргалинский районы) по бассейнам степных рек Эбеты, Киялы-Бурте, Киргельде, Алимбете, Терекле и др., являющихся южными притоками р. Урал. В результате было зарегистрировано 28 разновременных памятников. М.П. Грязнов найденные памятники разделил на четыре типа: курганы с земляной насыпью, курганы с каменной насыпью, обложенные камнем земляные курганы и плоские могилы в виде колец, выложенных из камня (каменные кольца). В урочище Уралсай (левобережная часть р. Тереклы), в одноименном с топонимом могильнике были исследованы четыре захоронения эпохи древних кочевников, впущенные в курганы эпохи бронзы (Грязнов, 1927, с. 172, 178-183). Погребальный обряд и инвентарь позволили отнести данные захоронения к раннему железному веку и датировать их VIII, V и IV вв. до н.э. (Смирнов, Петренко, 1963, с. 16).
В 20-30-х годах прошлого века с экономическим развитием страны в регионе начали активно проводиться геолого-разведочные работы. В результате изыскательных работ, производившихся на территории Темирского и Муголжарского районов, геологами Б. Борнеманом, И. Лариным, И. Герасимовым и В. Самодуровым были открыты различные памятники от неолита до раннего железного века. Ими в Музей Антропологии и Этнографии АН СССР были переданы коллекции керамики, каменных орудий и 38 бронзовых наконечников стрел (Кузьмина, 1959, с. 3-5).
В эти же годы на территории области работает Б.Н. Граков. В 1930 г. возглавляемая им экспедиция провела разведочные работы по бассейну р. Орь, от ее истоков до впадения в р. Урал. Результатом работ было регистрация большого количества памятников. По подсчетам актюбинского краеведа В.В. Родионова экспедицией было зафиксировано 78 памятников различных эпох (Родионов, 1996, с. 14). В этом же году были исследованы четыре кургана раннего железного века. У с. Кум-Сай раскопкам подвергся курган 2, расположенный на р. Чийли (совр. пос. Кумсай, р. Шийли, Мугоджарского района). Данный курган по бронзовому наконечнику стрелы и лепному сосуду был датирован V в. до н.э. (Смирнов, 1964, с. 55-56). В этом же году Б.Н. Граков раскопал довольно интересные курганы, расположенные по правому берегу р. Ойсылкара, в 800 м к югу от пос. Матвеека (совр. пос. Жарбутак, Хромтауский район).
В послевоенные годы исследования древностей Актюбинской области также носили спорадический характер. В период с 1955 по 1960 гг. на территории области работает экспедиция Института истории материальной культуры АН СССР. Западно-Казахстанский отряд, целью которого являлась осмотр земель отводимых под целину, был возглавлен В.С. Сорокиным. В первый же год экспедиция проводит четыре разведочных маршрута, охвативших главным образом северные и центральные районы Актюбинской области. В результате разведки было зарегистрировано 79 археологических памятников разных эпох. В ходе ведения разведки экспедицией проводились небольшие раскопки на таких памятниках как Акжар, Каргалинский, Ульке I и II и Бугет I и II. В курганах 2-4 могильника Акжар, расположенном недалеко от г. Актобе, в 2,3 км к северо-западу от места слияния рек Каргалы и Терис-Бутак были обнаружены погребения, отнесенные В.С. Сорокиным к VI-IV и III-I вв. до н.э. (Сорокин, 1955).
В эти же годы памятники по верхнему и среднему течению р. Эмба были обследованы еще одной экспедицией Института истории материальной культуры АН СССР. В 1958 г. небольшой отряд во главе с Е.Е. Кузьминой начал фиксацию памятников с окрестностей пос. Михайловка (совр. Караколь). Далее маршрут проходил по р. Эмбе от пос. Родники до песков Кумжарган и Кокжиде. Обследовав эти места, отряд от пос. Шенгельши двинулся к северо-востоку до Джуруна, от которого по р. Темир спустился до р. Эмбы и по ее правобережью достиг балки Ащысай (к юго-западу от пос. Жаркамыс). В результате было зарегистрировано 19 разновременных памятников, в числе которых кроме курганных могильников и одиночных курганов, оказались 2 местонахождения каменных орудий и 1 сырцовый мазар (Кузьмина, 1958).
В 1970-е гг. после непродолжительного перерыва археологические исследования в Актюбинской области возобновляются. Одним из знаменательных событий в истории развития актюбинской археологии явилось начало раскопок здесь Института истории, археологии и этнографии АН КазССР, работы которого в начальные периоды были связаны с исследованием аварийных памятников. Кроме того 1970-80-е гг. можно охарактеризовать как этап становления и развития местной археологической школы.
Так, в 1973-1974, 1976 гг. на территории области совместно с Актюбинским областным историко-краеведческим музеем работает Каратауский отряд Южно-Казахстанской комплексной экспедиции вышеназванного института. Работы главным образом проходили на памятниках бассейна р. Илек (Сынтас, Бесоба, Жалгызоба, Кумиссай и др.). Кроме того на р. Усуп летом 1974 г. экспедицией был исследован один из спорных типов памятников кочевых обществ – курганы с «усами» Усуп I и II, расположенные на западных скатах хребта Катын-Адыр (Кадырбаев, Курманкулов, 1976; 1977; 1978).
Чуть позже, в 1981-1982 гг. Центрально-Казахстанская экспедиция под руководством М.К. Кадырбаева проводит охранные раскопки древних памятников. Актюбинским отрядом, исследовавшим в связи со строительством оросительной системы Нагорненский могильник, руководили Ж.К. Курманкулов, Т.И. Кулик и В.И. Заитов. За два полевых сезона были раскопаны курганы 1-6, 8-9 (1981 г.) и 7, 10-11 (1982 г.). Раскопки Нагорненского могильника дали интересные материалы кочевой культуры, позволяющие судить о социальной и имущественной дифференциации кочевников бассейна р. Илек (Кадырбаев, 1984, с. 84-93; Кадырбаев, Курманкулов, Кулик, 1982).
Отдельно стоит отметить большую роль геологов в развитии местной археологии. Начиная с 1970-80-х гг. прошлого столетия ими в результате геолого-разведочных экспедиции по всей территории области было открыто большое количество археологических и этнографических памятников (могильники, горные выработки, поселения, петроглифы и т.д.). В эти годы В.В. Родионовым, Р.А. Сегединым, В.Ф. Коробковым и С.Г. Грешнером в Актюбинский областной историко-краеведческий музей были переданы различные находки от каменного века до средневековья включительно. Кроме того, в музей были сданы рукописи отчетов с описанием и чертежами выявленных археологических памятников и находок (Сегедин, 1976а; 1976б; 1977; 1981; Ткачев, Сегедин, Грешнер, 1996). В.В. Родионов в 1975 г. на базе Актюбинского областного музея организовывает археологический отряд, регулярно выезжает по заявкам от населения на проверки памятников. Им за годы работы в краеведческом музее были обработаны и приведены в порядок коллекции археологических находок. За время своей деятельности он самостоятельно делает археологические разведки и раскопки памятников различных эпох. В.В. Родионов при исследовании археологических памятников большое внимание уделял аварийным объектам. Так, В.В. Родионов в 1975 г. исследовал местонахождение «Учебный полигон», курганный могильник Жаман-Каргала-I, стоянка Жаман-Каргала. В следующем 1976 г. В.В. Родионов продолжил работы на вышеуказанных памятниках. А также исследованию подвергся курганный могильник в урочище Имангазы-Карасу, расположенный недалеко от г. Актобе, в долине р. Жаксы-Каргалы. Курганы могильника к моменту раскопок были значительно повреждены распашкой. В.В. Родионовым был раскопан курган 3, под которым в трех могилах были обнаружены погребения эпохи ранних кочевников. В 1977 г. В.В. Родионов раскопал разрушенный курган 2 могильника Бисоба, курган 2 могильника Шпаки-II, продолжены исследования кургана 3 могильника Имангазы-Карасу (Петров, Родионов, 1976; 1977, 1978).
В 1984 г. археологический отряд Актюбинского областного историко-краеведческого музея возглавляет С.Ю. Гуцалов. Им в период работы в музее совместно с В.В. Родионовым были раскопаны такие памятники как Болгарка 1 и 2, Кызылжар, Жаман-Каргала-II, Восточно-Курайлинские-II, III (Гуцалов, Родионов, 1984; 1985; 1986). Можно отметить, что С.Ю. Гуцалов продолжил работы В.В. Родионова (1913-1986 гг.) в сфере изучения древности Актюбинского края и в воспитании подрастающего поколения. Оба исследователя активно включали в состав экспедиции учащихся школ и Дворца пионеров, а также училищ г. Актобе. В.В. Родионов, позднее и С.Ю. Гуцалов возглавили в стенах музея кружок «Юный археолог». Кроме того В.В. Родионов много сделал в подготовке С.Ю. Гуцалова как полевого археолога.
Очень важную роль в развитии местной археологии сыграло открытие в 1985 г. в стенах Актюбинского педагогического института исторического факультета. Это время можно обозначить как начало формирования в Актюбинской области вузовской археологии. Полевая археологическая практика воспитала многих историков Актюбинской области, в том числе таких археологов и этнографов как Бекназаров Р.А., Виноградов С.Ю., Ткачев В.В., Бисембаев А.А. и др. Начало археологической практики Актюбинского педагогического института относится к 1986 г. Археологическую экспедицию пединститута возглавляет С.Ю. Гуцалов. Им за короткое время были исследованы могильники Атпа, Целинный I, Восточно-Курайлинский I, Танаберген II, Уркач I и многие др. Кроме того археологической экспедицией были открыты сотни памятников (Гуцалов, 2004, с. 9).
Надо отметить, что с началом 90-х гг. в связи с нехваткой финансирования уменьшаются масштабы раскопок. С 1991 по 1996 гг. по Актюбинской области были исследованы Танаберген II, Уркач-I, Сарытау-I, Шаншар, Каргалы I и II, (Акжар II-III, Садовый V-VI, Кенжибеке II и др.
В течение 1997 по 2000 гг. археологические работы на территории Актюбинской области проходили в северных районах (бассейн р. Урал). За этот период исследовались такие памятники как Салтак I-II и Кенсайран, представленные курганами с погребениями от эпохи бронзы до средневековья (Бисембаев, Гуцалов, 1998; Гуцалов, Бисембаев, 2002).
В начале XXI в. археологические исследования в Актюбинской области практически прекратились. В 2001 г. на территории Мугоджарского района проходили раскопки на могильнике Басшийли.
В 2004 г. небольшой археологический отряд Института археологии им. А.Х. Маргулана под руководством Ж.Е. Смаилова исследовал два могильника бассейна р. Эмба. Работы были связаны с охранными раскопками курганов на нефтедобывающих участках. Первыми раскопкам подверглись курганные могильники Каратобе I и II, расположенные на возвышенности левобережья р. Эмба, к юго-востоку от пос. Жаркамыс. В общей сложности на обоих могильниках были раскопаны семь курганов. Абсолютное большинство погребений относятся ко второй половине I тыс. до н.э., по одному: к позднесарматскому и средневековековому времени (Смаилов, Книсарин, 2005а).
Следующими объектами исследования стали курганные могильники Мортык I и IV, размещенные на правобережье р. Эмбы вверх по течению, к северу от песков Кокжиде. В обоих могильниках были обнаружены погребения разных эпох, но в основном преобладали погребения прохоровской культуры. Погребения были совершены в широких прямоугольных, овальных ямах и в подбойных могилах. Погребенные, как правило, лежали вытянуто на спине, головой в южную сторону. Инвентарь различен, присутствуют как предметы вооружения и быта, так и культа (мечи и кинжалы, наконечники стрел, круглодонные сосуды, костяные ложки, жертвенники и т.д.) (Смаилов, Книсарин, 2005б).
Знаменательным событием в научной жизни Актюбинской области стало открытие в 2006 г. Актюбинского областного центра истории, этнографии и археологии. Создание Областного центра по праву можно назвать началом нового этапа в истории археологического изучения нашего края.
Актюбинский областной центр, в задачи которого входило организация и проведение исследований памятников историко-культурного наследия, свои работы начал с раскопок могильника Гурюльдек, находящегося в межгорной долине к югу от р. Урал (Велиховский с/о, Каргалинский район).
Областным центром были заключены договора и проводились совместные научные исследования с Институтом археологии им. А.Х. Маргулана КН МОН РК, Филиалом Института археологии в г. Астана, Германским археологическим институтом (г. Берлин), Челябинским научным центром Уральского отделения РАН, Орским гуманитарно-технологическим институтом, Оренбургским государственным университетом, Башкирским филиалом РАН – Институтом истории, языка и литературы.
На сегодняшний день на территории нашей области Областным центром были организованы десятки археологических и этнографических экспедиции по изучению истории и культуры народов проживавших здесь тысяче лет назад и больше. В результате достоянием отечественной науки стали такие объекты как могильники Бесоба, Тортоба, Кумсай, Ешкикырган, Сапибулак, Сегизсай и т.д. Эти объекты представляют собой степные «пирамиды», то есть усыпальницы кочевой элиты древних кочевых обществ кочевавших по рекам Кобда, Илек, Уил и т.д. В этих экспедиция принимали участие не только местные ученые, но и по всей республики. Кроме того были рады познать историю древних обществ ученые из Германии, Грузии, Венгрии и России.
Следует также отметить, что Актюбинским областным центром истории, этнографии и археологии были обследованы территории Каргалинского, Мартукского, Кобдинского, Алгинского, Уилского и т.д. районов. В результате были открыты тысячи археологических памятников от эпохи камня до позднего средневековья.
Результатом многогранного и трудоемкого процесса стало популяризация историко-культурного наследия через публикацию работ научного и научно-популярного характера. В этом направлении подготовлено и издано более 50 монографий, среди них особо следует отметить издание авторским коллективом Истории Западного Казахстана в 2 томах, и Истории Актюбинской области, специализированную монографию В.В.Ткачева «Степи Южного Приуралья и Западного Казахстана на рубеже эпох Средней и поздней бронзы» (Актобе, 2007). В 2008 году вышла книга Е.Е.Кузьминой «Классификация и периодизация памятников андроновской культурной общности» (Актобе, 2008), А.А. Бисембаева «Погребальный обряд средневековых кочевников Западного Казахстана» (Актобе, 2011) которые получили широкое научное признание.
Начиная с 2013 г. после закрытия Актюбинского областного центра истории, этнографии и археологии работы по изучению проводит Актюбинский областной историко-краеведческий музей. В 2013-2015 гг. экспедицией Актюбинского областного историко-краеведческого музея под руководством А.А. Бисембаева был доследован курган 1 могильника Ешкикырган I, исследованы могильники Кокжиде IV, могильник при устье Шилисай, Кумсай и т.д.
В течение 2013-2015 гг. на территории Кобдинского района Актюбинской области проводит исследования погребальных комплексов кочевой элиты бассейна р. Илек и сотрудники Филиала Института археологии им. А.Х. Маргулана в г. Астана под руководством Онгар А. Раскопки главным образом проходили на кургане 1 могильника Тортоба и прилегающие к нему с юго-западной стороны участки, где на уровне современной дневной поверхности виднелись небольшие всхолмления, которые представляли собой небольшие насыпи, пострадавшие в ходе многолетней распашки. В неразграбленных курганах погребенные лежали вытянуто на спине, головой на запад (объект 8) и восток (объект 8) (Онгар и др., 2013).