Наименование памятника: мавзолей Жалимбет батыра
Типологическая принадлежность: сакральный объект
Датировка памятника: XIX век
Местонахождение памятника: Актюбинская область, Мугалжарский район, в 10 км к востоку-северо-восток от села Жанажол
Исторические сведения: Жалимбет батыр жил в XVIII веке, был соратником Котибар батыра Басенулы и воевал против царской власти.
В народе есть такая легенда про Жалимбет батыра: «У Жалимбет батыра на спине была грива. Весной несмотря на половодье он проплывал по реке Кумжарган туда и обратно, расталкивая руками таявший лед. Пар исходил от тела Жалимбет батыра, а прилипший к гриве лед таял. Батыр был очень сильным, мужественным, воинственным. Были времена, когда он шел почти обнаженным».
Жалимбет батыр также был смелым, дальновидным человеком, который призывал казахов, объединившись противостоять врагу.
В военное время группа всадников во главе с Балдыгулем и Басыгулем из рода Уак, откочевывавших из Среднего жуза, проезжала мимо аула Жалимбет батыра. Сельские джигиты захотели отнять их скакунов, однако они устрашились грозным видом Балдыгуля и Басыгуля. Услышав это, Жалимбет унял своих джигитов, а также пригласил в гости Балдыгуля и Басыгуля. От них он узнал, что они пострадали от набегов врагов, а также притеснений царской армии.
Жалимбет предложил Балдыгулю остаться в его ауле насовсем, а также пообещал оказать поддержку в военных действиях. Так все они остались в землях рода Назар. Впоследствии Жалимбет выдал свою дочь Камку за Балдыгуля. Басыгуль остался жить в землях Саугабаев рода Назар.
Описание и характеристика памятника: портально-купольный мавзолей, прямоугольный в плане, сложенный из жженого кирпича, сырцового кирпича на фундаменте из бытового камня на растворе. От портала, расположенного на южном фасаде, сохранились пилоны. Остов здания имеет развитые угловые конструкции, представляющие собой глубокие ниши с конхами, которые образуют самостоятельные камеры извне. Характерны также невысокий широкий барабан с куполом истинной кладки, имеющим довольно широкий пролет. В стенах интерьера между угловыми нишами устроены также глубокие стрельчатые ниши. Поверхность камеры была отштукатурена и побелена, софиты арок ниш сохранили следы орнаментальной раскраски растительных и геометрических мотивов желтой и черной краской.