Мавзолей Ботагоз батыра

Вид памятника: Сакральный объект

Дата памятника: 2005 год

Место расположения: Актюбинская область, Уилский район, в 23 км. к северо-западу от села Кемер

Исследования: сведения о памятнике вошли в книгу «Ойыл», изданной в 2001 г.  В 2004 г. о мавзолее опубликована статья краеведа Жаксылыка Бисалиева в Уилской районной газете. В рамках программы «Культурное наследие» в 2004 году информация   вошла в брошюру «Ақтөбе облысының табиғи-тарихи-мәдени орындары». В 2007 г. опубликована в книге «Ақтөбе облысының топонимикалық кеңістігі».  

Краткое описание: мавзолей Ботагоз был построен в 2005 году. Находится на возвышенности Букиртумсык у оврага Конырсая, в 23 км. от села Кемер. Купольный мавзолей размерами 5х5 метров, высотой 11 метров.

Легенда: Дочь Тама Есет Кокиулы батыра, сноха Ажибай бия Ботагоз является одной из героинь, которая защищала страну от вражеских нашествий (1719-1747 гг.). Среди сорока аулов рода Тама Жетыру в песках «Сам» на Устюрте был и аул Есет батыра. По приглашению Абилкайыр хана Есет батыр уезжает в Оренбург. Там на ханском совете планировалось рассмотреть вопрос о том, как защитить страну от джунгарского нашествия.  Узнав, что батыра нет, враги напали ночью и начали угонять скот. В этот момент Ботагоз, одевшись мужчиной и собрав мужчин из числа скотников и конюхов, нападает на калмыков. Группа Ботагоз окружает врага и лично батыра Конды. Когда казахи окружили батыра Конды, джигит на серой лошади ловко бросает аркан на шею батыра и стаскивает его с лошади. И он погибает. Также джигиты расправляются со всеми врагами. Так вот, батыром, который сразил Конды, оказалась Ботагоз. Согласно историческим данным Ажибай би из рода Аккете сосватал дочь Есет батыра, женив своего сына Барсая на Ботагоз.

У Ажибай бия было 6 сыновей. Каждому из них он давал возможность возглавить кочевку, но никто из них не смог сделать это правильно. И поэтому, разочаровавшись в них, Ажибай би дал возможность возглавить кочевку Ботагоз.

Мавзолей Ботагоз является памятником любви простой казахской девушки к родине, символ ее чистоты, красоты, произведение национальной архитектуры.