Мавзолей Котибар Батыра Басенулы

Вид памятника: Сакральный объект

Дата памятника: 2000 год

Место расположения: Актюбинская область, Мугалжарский район, в 13 км. к востоку-северо-востоку от села Аккемер

Исследования: про Котибар батыра написано несколько монографий и книг казахскорусских исследователей.

Краткое описание: мавзолей расположен в 13 км. восточнее села Аккемер. Высотва мавзолея 12 м. Мавзолей возведен из мангистауского ракушняка в 2000 году под руководством архитектора Абдигали Баяндина. На кулпытасах, установленных возле мавзолея, можно прочесть имена ровесников и соратников Котибар батыра. Мавзолей взят под государственную охрану. Архитектура мавзолея, его содержание имеет свои особенности. Она содержит в себе стремление и борьбу за свободу казахского народа в XIX веке, в сочетании с достижениями архитектуры начала XXI века.

Легенда: Во время родов матери Котибара рядом находилась жена Санырык аулие старшего сына Пусырмана Сексена, она приняла роды и первой увидела ребенка. Тело новорожденного было крупным, на грумежду лопатками  у него было волосатое родимое пятно, брови его были густыми, глаза широко открытыми, а в руке он держал сгусток крови. После рождения ребенка Нарбике послала старушку к Санырык ата, чтобы тот дал благословение и имя необычному ребенку. Бабушка рассказала все Санырык аулие. Тот ответил: «Пусть имя его будет Котибар, он будет лучшим из лучших мужчин. Если у него пятно между лопаткми, он будет настоящим батыром, если у него густые брови и открытые глаза, значит он будет правителем, человеком, который хочет увидеть весь мир и править им. А то, что он родился с кровью в руке, значит, что в его время будет много кровавых войн. Если я дам благословение, он будет жестоким, тираном. Пусть наш сын принесет счастье, имя ему Котибар!»

Котибар батыр стал известной исторической личностью из рода Шекты. Он один из соратников известного Сырыма Датулы, народный батыр, который боролся за свободу страны. Он является главным героем пьесы Мухтара Ауезова «Айман-Шолпан».