Вид памятника: Сакральный объект.
Дата памятника: Конец XIX века
Место расположения: Актюбинская область, Шалкарский район, в 10 км. к юго-западу от села Байкадам.
Исследование: Шекты Есет батыр Котибарулы (1809-1889 гг.) является организатором национально-освободительного восстания (1847-1858 гг.) против колониальных захватчиков Западного Казахстана. Памятник в первые обследован в 1944 году Актюбинским отделом Управления по делам архитектуры при Совете Министров КАЗССР под руководством Т. К. Басенова. В 1979 году памятник обследован архитектурно-искусствоведческой экспедицией РСНРПМ «Казрестоврация». В Казахской советской энциклопедии, 4 том (1974), в Национальной энциклопедии Казахстана, 3 том (2001), Актюбинской энциклопедии (2001), а также в 2017 году в рамках проекта «Сакральная география Казахстана» вышла энциклопедический труд коллектива авторов «Сакральный объекты Казахстан общенационального значения», а также в 2018 году «Сакральный Казахстан» во втором томе описывается упомянутый мавзолей.
В журналах Герцена «Колокола» (1857), Чернышевского «Современник» (1851), «Всемирная иллюстрация» (1860), «Русский художественный листок» (1858), изложенные в трудах Н. А. Северцева, В. В. Григорьева, л. Мейра, Е. П. Ковалевского, А. Добромыслова В. Залесского, В. А. Перовского В. В. Григорьева, Н. Игнатьева, а также Чокана Валиханова, Михаила Венюкова и других исследователей и ученых трудившихся до Октябрьской революции 1917 года освещены исследования личности Есет батыра. В советский период освещен в трудах А. Рязанова, М. Вяткина, В. Шахматова, т. Шойынбаева, Е. Бекмухамбетова. После обретения независимости глубокие научное исследование провели З. Б. Байдосова, который написал книги «Үш ғасырлар перзеттері» (1993, 2014), «Азаттықтың сұңқары» (1993), «Есет батыр» (1993). Имеются исследования Т. Толепбергени «Есет батыр» (1993), «Қарабас батырдың ұрпақтары» (2006), Д. Абенов, С. Мухтарова «Есет Көтібарұлының үзеңгілес серіктері» (2001). В ИКРИ-8, VIII том, часть II (2006), Историко-исследовательский центр «Алаш» «Объединение Каракесек» том XIII, книга II (2010), кандидатской диссертации С. Курманалина «Есет Көтібарұлы бастаған ұлт – азаттық көтеріліс» (1999), в его же монографии «Кіші жүз және Есет Көтібарұлы бастаған 1847-1858 жж. Ұлт-азаттық көтеріліс» (2019), в произведениях Г. Ахмедова «Жем бойында» (1992), Т. Туреханова «Қанмен жазылған тағдырлар» (1999), «Дала Геркулесі» (2008) упоминается Есет батыр.
Краткое описание: мавзолей Есет батыра Котибарулы, жившего в ХІХ в., был возведен в 1890 году из сырцового и жженого кирпича. Мавзолей в плане прямоугольной формы, имел купол и крашенные стены. Однако под воздействием природных факторов этот мавзолей был разрушен. В 1993 году мавзолей был реконструирован в соответствии с современной архитектурой, с использованием элементов национального стиля. С передней стороны вида Мавзолея, с права находится мавзолей Есета Котибарулы, а на левой стороне (со стороны Каабы) – мавзолей его брата Дарибая Котибарулы. Между двух мавзолеев построен высокий минарет. Длина и ширина мавзолея 7х7 м., высота – 8 метров. Высота минарета – 16 метров. На мраморной доске минарета выбиты имена исторических личностей того времени.
Легенда: Есет Котибарулы – батыр, прославившийся среди народа своей мудростью, заботой о народе, занимает особое место в истории. Он также был известен среди народа как святой. Каждый, кто проезжает мимо его могилы, останавливается, читает молитву и отдает дань памяти святому.